Начало / Техника маркетри



Техника маркетри

Расширяющийся рынок антикварной торговли сталкивается с необходимостью атрибуции предметов мебельного искусства, имеющих вставки, панно, выполненные в технике маркетри. 

ImageИскусство мозаики из тонких пластинок - шпона, так называемое маркетри, возникло в XVII веке в Европе и наиболее широко распространилось во Франции. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия. Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. станка для производства пиленого шпона. 

С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева). 

Очевидно, что наряду с оригинальным использованием этой техники различными стилями XIX века, встречаются и повторы, реплики наиболее удачных образцов, выполненных в маркетри в период появления и развития этой техники, например, французскими мастерами. 

Маркетри, или инкрустация по дереву, представляет собой декоративную технику, при которой тонкая однослойная фанера, толщиной 1,6 - 3,2 мм (1/16 – 1/18 дюйма) различных цветных пород дерева или другого материала приклеивается к каркасу предмета мебели. 

Подобная техника приобрела популярность в Англии конца 17 века, где ее стали применять как часть нового ремесла изготовления шкафов. Наиболее популярным типом маркетри стала панель с цветочно-растительным орнаментом, на которой изображалась ваза или букет цветов. Вначале рисунок делался из контрастных, тёмных и светлых, пород дерева, например сикамора или вечнозелёного самшита с грецким орехом; позже панели с растительным орнаментом приобрели великолепную яркость благодаря инкрустации в них окрашенной в зелёный цвет слоновой кости для имитации листьев или в красный для изображения экзотических птиц. 

Больше внимание, уделяемое декору, повлияло на конструкцию мебели: большие ровные пространства необходимо было украшать всё более изысканными инкрустированными панелями. Для этого идеально подходит столы, а также двойные дверцы шкафов. Иногда особенно при изготовлении голландских образцов, инкрустация покрывала всю поверхность, но обычно ею украшалась овальная панель, а свода (пространство между панелью и углами поверхности) покрывались инкрустацией более простого рисунка. 

Маркетри с рисунком морских водорослей, вошедшая в моду в 1690-х годах, состояла из небольших стилизованных причудливых рисунков, делалась обычно из желтого сикамора, выделявшегося на фоне более темного грецкого ореха. Будучи трудоёмкой и дорогой техникой, инкрустация применялась главным образом для украшения дорогой и изысканной мебели, например небольших письменных столиков или часов с длинными подставками. 

Впервые строганный шпон сделали американцы где-то в 1800 г. на станке шириной не более 1,5 м. В1870 г. шпон стали делать французы Сансон Валет и Гардон. В 1901 г. в Италии семья Кремона на первом горизонтальном строгальном станке освоила производство шпона. Эти тонкие слои шпона дали ремесленникам возможность делать более легкую и менее дорогую мебель, резко сократив количество древесины на ее изготовление. 

Шпонировать - это значит приклеить шпон на стабильную основу (панель из тамбурата, МДФ, древесно-стружечная плита, фанера и т.д.). Это позволило производить готовую продукцию из древесины, не подверженной деформации и трещинам, столь характерным для массива дерева. К тому же применение шпона сделало возможным использование пород древесины, обычно непригодных к применению в массиве из-за их неодинаковых размеров, как-то: «корень» и экзотическая древесина, эстетически очень красивые и востребованные. 

При серийном производстве мебели применение шпона является идеальным выбором для решения таких многочисленных проблем, как практичность, легкость транспортировки, сокращение расходов. 

Достаточно сказать, что из 1 м2 массива древесины толщиной 3 см получают порядка 50 м2 шпона. На практике применение шпона решило ряд экологических проблем, серьезно сократив расходы древесины в производстве мебели. Использование шпона привело к производству «шпона прокрашенного на всю толщину», что дает огромные преимущества производителю. Это сделало возможным сконструировать многослойные шпон и массив, что позволяет решить многие проблемы, в частности, сокращение расхода материалов, т.к. материалы производят нужных размеров, в зависимости от сферы их применения. 

Многослойные шпон и массив позволяют решить проблему серийной инкрустации и новой текстуры для нужд промышленности и дизайнеров. Благодаря лущеному шпону удалось получить фанеру, многослойную древесину, закругленные профили и т.д. 

Шпон получают из бревен деревьев самых разных пород. Бревна используются, исходя из их качества. Оно лежит в основе дальнейшего назначения бревен, которые отличаются по структуре, цвету, достоинствам и недостаткам, и др. характеристикам. В общих чертах бревна можно классифицировать на три вида. 

Бревна должны быть гладкими и ровными при осмотре со всех 4-х сторон, без раздвоений, с сердцевиной посередине, без отверстий, без сухих и гнилых сучков, без смоляных карманов, без врожденных дефектов, таких как плесень, червоточина, без пятен; у них должен быть цвет, характерный для данной породы древесины, с товарной длиной свыше 2 м 40 см и минимальным диаметром в 40 см в верхней части бревна. Из бревен с такими характеристиками получают строганный и лущеный шпон. Бревна, из которых получают шпон с текстурой «корень» должны иметь такие же характеристики, за исключением габаритных размеров, т.к. речь может идти как о целых бревнах, так и о частях их с разной текстурой. Бревна для строганного шпона могут быть использованы также для производства такой продукции, как мебель, поделки и т.д. 

Бревна для пиловочника — это бревна, в которых допускаются: отклонение от прямолинейности, ряд отверстий или сухих сучков, пятна, некоторые врожденные недостатки, дефекты по цвету для данной породы деревьев. Такие бревна используются для производства пиловочника, для точеных изделий, паркета, строительного пиловочника и т.д. 

Бревна для измельчения — это бревна с макроскопическими дефектами по сравнению с теми, что идут для производства шпона или пиловочника. Такие бревна идут на производство панелей из древесного волокна, изготовления древесной муки, целлюлозы, тары и т.д., а отдельные части таких бревен используются для производства точеных изделий, паркета, поделок и т.д. 

Бревна для строганного шпона, заготовленные в соответствующий сезон, в ходе транспортировки и хранения, т.е. до их обработки, требуют надлежащего ухода и соответствующего обращения, чтобы предотвратить деградацию древесины. Обработка начинается с возможном просушки, очистки от коры и обрезки их для получения размеров в соответствии с назначением, т.е. для получения строганного или лущеного шпона. 

При производстве строганного шпона бегающий нож строгает предварительно закрепленное бревно, в то время как при получении лущеного шпона бревно вращается вокруг неподвижного ножа. Таким образом, получают листы шпона толщиной от 0,2 до 3 мм, которые складывают в пачки. Определенное количество пачек формируют пакет, определенное количество пакетов дает кноль. 

Размеры и фактура (в полоску или пламя) листов шпона получается в зависимости от используемой древесины, от характерных особенностей бревна и системы его резки. Внутри каждой пачки или же кноля имеются листы шпона различных размеров по длине и ширине. 

Шпон становится ценнее, если он получен из пород древесины с особыми характеристиками, такими, например, как «корень», «помеле», «муар» и др. Качество определяется различными факторами: раритетом, текстурой, размерами. Шпон делается из древесины различных пород, что позволяет получить достаточно широкую палитру цвета и текстуры. 

Прекрасный материал для мозаичного набора — шпон из карельской березы. Ее волнистая текстура придает древесине необычайную декоративность. Древесина обыкновенной березы тоже вполне подходит для маркетри. Плотную розовато-коричневую древесину имеет груша. 

Часто применяется в наборах дубовый шпон, который хорошо протравливается (об этом мы еще расскажем) под так называемый мореный дуб. Легко поддается обработке умеренно твердая древесина грецкого ореха. Она прекрасно режется во всех направлениях и имеет широкую цветовую гамму — от светло-коричневого тона до почти черного. 

Широко применяется в мозаичных наборах красное дерево — махагони. Оно тоже бывает различных оттенков — от светло-розового до красно-коричневого. 

Кроме перечисленных пород, наиболее употребляемых в маркетри, применяют любую древесину, со всевозможными пороками (свиль, ложное ядро, синева, крень, наплыв, краснина, двойная заболонь и т. д.). Для художника пороки дерева — находки, позволяющие получить своеобразный рисунок. 

Но в маркетри используют не только естественную окраску дерева. Древесину многих пород иногда подвергают протравливанию — глубокому прокрашиванию, имитируя тем самым другие, более ценные породы. 

Чтобы окрасить шпон в красный цвет, его сперва вымачивают в слабом растворе медного купороса (15 г на литр воды), потом высушивают и опускают в раствор желтой кровяной соли (железистосинеродистого калия) — она продается в магазине фототоваров. На один литр воды нужно взять 90 г желтой кровяной соли. 

Чтобы получить голубой или светло-зеленый цвет, древесину протравливают раствором хлористого железа. Для получения темно-коричневого цвета применяют раствор медного купороса, для черного и серого — железного купороса, темно-зеленого — хлористой меди. Концентрацию растворов можно менять в зависимости от того, какой оттенок вы хотите получить . 

Древесина дуба, ореха и бука, в которой много дубильных веществ, протравливается без предварительной обработки. А древесину липы, ольхи, березы, тополя, сосны и других пород необходимо перед протравливанием вымочить в отваре чернильных орешков — это такие наросты на листьях дуба. Если не найдете чернильных орешков, сделайте отвар из дубовой или ивовой коры.

© 2006-2024. При копировании материалов сайта, гипперссылка на www.rubikon-s.ru обязательна.