Начало / Классицизм



Мебель классицизма

Правление Людовика XVI (1754-1793), избегавшего вычурной куртуазности, принесло большую строгость в отделке интерьеров и изготовлении мебели. Этот французский стиль, представляющий собой нечто среднее между рококо и классицизмом так и называется Луи Шестнадцатый (Луи Сез). Иногда его называют в честь королевы Марии-Антуанетты. Мебель приобретает более строгие, менее причудливые формы; корпусная мебель (шкафы-буфеты, бюро, секретеры) обретает легкость строго геометрических форм с широкими поверхностями красного дерева, подчеркивающимися бронзовой отделкой, избегающей пышности и стремящейся к античной простоте, нередко воспроизводящей древнегреческие и римские орнаменты.
Image
Во Франции в этом стиле работали мастера Ж. Жакоб, Ж. А. Ризенер, а также немецкий мебельщик Д. Рентген.

Для европейских стран, где третье сословие играло гораздо более видную роль, чем во Франции, и вся жизнь не сосредотачивалась при дворе, например в Голландии или Англии, развивались иные стили меблировки. В Голландии в 17-18 веках изготовлялась практичная и удобная мебель для городских слоев (бюргеров). Широко распространились 2-х-створчатые шкафы с широком профилированным карнизом, столы с массивными точеными ножками кувшинообразного типа, стулья из точеных стоек и перекладин с высокой спинкой и трапециевидным сиденьем, часто обитым кожей. Похожая мебель, но с обильным скульптурным декором с 17 века изготовлялась и в Германии.

В Англии такая рациональная мебель достигла своего расцвета благодаря мастеру Т.Чиппендейлу, давшему имя этому стилю. Рациональность форм такой мебели артистично сочеталась с легкостью линий и причудливым узором, вобравшим в себя черты готики, рококо и шинуазри. В Англии об этом времени говорят как о неоготике. Мебель английских мастеров второй половины 18 века Т. Шератона и Дж. Хеплуайта украшалась декором классицистского характера, но удобные легкие формы близки Чиппендейлу.

В Соединенных Штатах Америки подражание чиппендейловской мебели и отделке породило собственный стиль, названный колониальным.

В архитектуре конца 18 века преобладающим стилем являлся классицизм, в мебели привнесший четкость линий, соблюдение классических пропорций, отказ от прихотливых изгибов. Декор очень умерен, в нем преобладают римские и греческие мотивы. В Англии классицизм часто называют стилем эпохи Регентства, или Рэдженси (в 1811-20 годах принц Георг Уэльский был регентом). Правление Наполеона I в Европе принесло моду на стиль ампир (в мебели он был особенно популярен в первой четверти 19 века), который считается завершением эпохи классицизма.

Для помещений, оформленных в стиле ампир, мебель играет решающую роль в пространственной организации интерьера. Благородная простота и конструктивная ясность форм, статичность которых всячески подчеркивается, создавая иллюзию незыблемости бытия и нерушимости империи, сочетается с декором, в котором мотивы древнеримского искусства сплетаются с древнеегипетскими, заново открытыми Европой после египетских походов Наполеона и опубликования монументального труда о египетских древностях с рисунками. Характерны крупные бронзовые рельефы в отделке. Также применялось резное золоченое дерево, особенно в России.

В Австрии и Германии в 1810-40-х годах ампир сменился стилем бидермейер с его вниманием к домашнему уюту. Мебель стала изготовляться меньших размеров, менее статичная, вернулась мягкая обивка, монументальный декор был сведен к минимуму.

В целом повсеместно в изготовлении мебели идет поворот в сторону более дешевых, простых в изготовлении предметов. В этой мебели часто нельзя проследить какой-то определенный стиль, мастера скорее подвержены моде (например, прямоугольные столы вытесняются круглыми и овальными), большую роль играет обивка, мебель становится эклектичной. Появляются псевдостили, ненужное украшательство. В Англии эпоха Регентства плавно переходит к георгианскому стилю, для которого типично окрашивание мебели в белый цвет. Позднейший викторианский стиль во многом перекликается с европейским бидермейером. Мебель утрачивает дворцовую исключительность, ее широкое распространение несовместимо с безупречным вкусом.

Во второй половине 19 века развивается фабричное производство. Технологический прогресс (гнутье дерева, штамповка древесины) способствует появлению конструктивно простой, прочной и сравнительно дешевой мебели. Такой и стала «венская мебель», изобретенная на самом деле в Моравии (тогда в составе империи Габсбургов) фирмой «братья Тоне». Эта мебель по своей цене была доступна даже зажиточным крестьянам и вызвала настоящий взрыв массового производства.

В целом, в конце 18 - первой половине 19 века были созданы формы и виды мебели, которые практически сохранились до сегодняшнего дня. Для мебели это классический период, стилям этого времени подражают и до сих пор, так как функциональное удобство сочетается в них с красотой отделки.

© 2006-2024. При копировании материалов сайта, гипперссылка на www.rubikon-s.ru обязательна.